Кравцова Н.И., Балабан О.К.
Цель программы: Популяризация астрономии среди учащихся 8-9-х классов через
игровую деятельность.
Оборудование: проектор, экран, звуковая аппаратура, карточки с заданиями, набор
букв «АСТРОНОМИЯ», другой реквизит, согласно техническому описанию конкурсов.
Ход игровой программы:
Вед.: Небо, планеты,
звезды, созвездия, галактики, туманности, Вселенная! Сколько ассоциаций вызывают эти слова. Ощущение неведомого
и восторг от изумительного открытия, охватывает сознание при первом взгляде в
телескоп. Взгляду открываются неведомые миры с такими подробностями, которые
недоступны для невооруженного глаза. Здесь рождаются и рушатся миры. Здесь
бурлит неведомая жизнь других звезд, планет. И мы приглашаем Вас открыть
Вселенную для себя, для своего внутреннего мира, ибо еще Кант говорил, что
только две вещи достойны удивления и восхищения - это звездное небо над головой и наш внутренний мир.
/ фрагмент видео
фильма /
Вед.: Дорогие друзья, мы искренне рады вас приветствовать
на познавательно-развлекательной игровой програмне, популяризирующей астрономический
кружок Центра детско-юношеского творчества «Астроном и Я». Высчитывать
траекторию полета в пространстве Вселенной космических тел, наблюдать за рождением сверхновой,
рассматривать теории большого взрыва мы сегодня не будем, мы узнаем, как
интересно и весело можно постигать азы астрономической науки. В игровой
программе участвует команда из 12 ребят среднего школьного возраста, с которыми
мы спешим познакомиться. Наш первый участник_______________________________
Представление
команд. На экране фото ребенка в локациях на космическую тему, на изображении
имя, возраст (стилизация под инстаграм), надпись: «Социальная сеть ВКОСМОСЕ».
Ребята по очереди выходят из-за кулис, приветствуют зрителей, подходят к
микрофону, отвечают на вопросы ведущего, затем присаживаются на ступеньки перед
сценой. Все участники одеты в одинаковые футболки с названием Центра.
Вед.: Все, что вращается, передвигается, притягивается и отталкивается
во Вселенной подчинено законам и правилам. И наша программа также имеет свои
правила, которые я незамедлительно озвучиваю. Все участники команды должны
пройти десять этапов подготовки для занятия в кружке астрономии, что
символизируют 10 ступеней на наш астрономический купол. За каждый пройденный
этап вы получите одну букву из названия нашей программы «Астроном и Я». И чтобы
поднять ваше настроение до космических высот, уважаемые игроки, мы вручаем вам
первую букву «Я».
/Любым технически доступным способом
команда получает букву/
Вед.: Если же вы по каким-то причинам не справляетесь с поставленной
задачей, то вы можете получить букву только в обмен на игрока, который
отправится на переподготовку и количество участников команды уменьшится.
Решать, кому покинуть игру будет капитан команды, поэтому ваше первое задание
будет: придумать себе название, девиз и выбрать капитана. Приступайте.
/Участники команды совещательным образом предлагают и выбирают
себе капитана, название, девиз/
Вед.:
А решать судьбу нашей
команды и отдельных ее участников будет Коллегия Земных Мудрецов в количестве 5
человек, которых мы сейчас выберем из числа присутствующих. Поднимите руки те, кто мечтает побывать в космосе? А кто из вас считает,
что сможет хорошо рассказать о Земле, представим, что существующим, жителям
других планет?
/Ведущий обращает внимание на тех людей,
которые подняли руки/
Вед.: Вы – первые претенденты на звание «Земные мудрецы» и участие в
Коллегии. Внимание на экран. Вы все видите кроссворд, разгадав который, сможете
занять одно из желанных 5 кресел.
/На экране кроссворд в виде презентации.
По первому щелчку открывается вопрос, по второму правильное слово-ответ
целиком. 5 человек, которые отвечают, по очереди, верно, становятся Мудрецами/
Вед.: Направлять на Млечный путь знаний и проверять космическую
одаренность участников команды сегодня будет существо высшего порядка, который
мы называем Высший разум. Добрый день, ваше Космическое Величество. Как нас
слышно?
В.Р.:
Приветствую вас, Земляне.
Отрадно знать, что вы интересуетесь Вселенной, желаете разгадать ее тайны.
Наука, которую вы именуете «Астрономия» даст вам знания, необходимые для ее
постижения.
Вед.:
Надеемся, что
когда-нибудь мы постигнем хоть малую толику ваших знаний. А у наших ребят уже
готовы итоги первого задания.
/ знакомство
с командой /
Вед.:
Очень
оригинальное название у нашей команды. Вам заслуженная вторая буква, это «А», и подъем на вторую ступеньку. Вы
стали ближе к астрономическому куполу с самым большим телескопом в регионе. Это
все была разминка или продувка сопел, как делают перед запуском космических
шаттлов. Но чем дальше углубляться в космос, тем больше погружаешься в
неизвестность. Но мы же и пришли сюда за знаниями, поэтому подходим к третьему
заданию, которое оглашает Его
Космическое Величество Вселенский Разум.
В.Р.:
Ребята, думаю, вы с легкостью назовете все планеты солнечной системы и самые
известные космические тела и спутники. А теперь внимание на экран. Именно в
таком порядке располагаются планеты и их спутники от Солнца. В руках ведущего
вы найдете изображение планет, которые вам нужно закрепить у себя на голове,
таким образом, вы сами станете олицетворением этих небесных тел. А теперь
внимание! Вам нужно за 100 секунд успеть
понять, что вы за планета и выстроится по удаленности от Солнца.
Вед.:
Вы слышали
задание. Время пошло!
На экране транслируются изображения
планет и космических тел. Дети смотрят и запоминают. Затем на голову участникам
команды крепится макет планеты с названием, участники должны догадаться, какая
они планета и выстроится от солнца по удаленности. /Солнце,
Меркурий, Венера, Земля, Луна, Марс, Фобос Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон
/
Коллегия Земных Мудрецов комментирует,
как ребята справились с заданием. И все ли проходят далее.
Вед.: Третье задание выполнено, а значит вы на третьей
ступени к нашему куполу, а также у вас уже имеется буква «С», которую вы получаете прямо сейчас. Предлагаю вам прислушаться
к звукам космоса, среди которых можно различить голос Вселенского Разума. Он
обращается к вам с 4 заданием.
В.Р.:
Часто ли вы смотрите на
звезды? А вы когда-нибудь смотрели на звездное небо за городом. Заметили
разницу. Это задание будет для всей команды, но вам нужно выбрать из числа
игроков одного, кто любит смотреть на звезды больше всех. Вы получаете картину
созвездия в ночном небе. Вам нужно его выложить на планшете с помощью
звездочек. Остальные участники должны узнать, что это за созвездие и назвать
его. На выполнение задания у вас 100 секунд.
Вед.:
Готовы? Время
пошло!
/Участникам показывают картинку
созвездия и дают набор звездочек, ребята должны расположить звездочки на доске
таким образом, чтобы остальная команда угадала, что это за созвездие/
Коллегия Земных Мудрецов комментирует,
как ребята справились с заданием. И все ли проходят далее.
Вед.:
Выполнив (не
выполнив смотри правила игры) это
задание наша команда взошла на 4 ступеньку и стала ближе к астрономическому
куполу. Вы получаете еще одну букву, это «Т». Вы готовы продолжать? Тогда слушаем
задание от Вселенского разума.
В.
Р.: Покорить космос
способны не многие. Но даже из этих немногих, только единицам повезло увидеть
Землю из космических глубин. Вы бы отважились стать космическими туристами?
Что? Что? Простите, отвлекся на пролетающую комету. У нее был такой красивый
хвост. Вашим пятым заданием будет узнать на экране людей, имеющих
непосредственное отношение к космосу и рассказать, чем же они знамениты.
Вед.:
Ребята, как
всегда у вас есть на выполнение задания 100 секунд.
На экране презентация: «Люди космоса» (космонавты,
конструкторы, ученные) нужно узнать их и
рассказать, чем они знамениты. Для подсказки фото можно подписать в виде
анаграмм из имен и фамилий людей, которые на них изображены. Комментарии в
дополнениях к игровой программе.
Коллегия Земных Мудрецов комментирует,
как ребята справились с заданием. И все ли проходят далее.
Вед.:
Поздравляю,
выполнив это задание, вы преодолели ровно половину пути. Сейчас вы на пятой
ступеньке, ведущей к астрономическому куполу и к буквам «Я», «А», «С», «Т», мы добавляем еще одну – «Р». Есть силы идти дальше? Тогда настраиваем приемники на
туманность «Бабочка», оттуда сейчас вещает Вселенский Разум.
Вед.: Денис (обращается
к любому игроку по имени), на какой бы планете Солнечной системы ты бы
хотел побывать? А жить бы хотели где? Я бывал на всех планетах. Но каждый раз
приходится приспосабливаться. На одной планете есть кислород, на другой нет,
там слишком холодно, здесь слишком жарко, где-то в атмосфере сплошная сера,
где-то постоянно идут метеоритные дожди. Вашим новым заданием будет, увидев на
экране, как выглядит современный мегаполис, определить на какой планете он
находится.
Вед.: Уважаемые Земные мудрецы, задание
очень сложное, можем ли мы увеличить время на его прохождение до 300 секунд?
«Как бы выглядел Нью-Йорк на других
планетах». На экране в виде презентации
фотографии Нью-Йорка на разных планетах. Ведущий комментирует изображение.
Атмосфера
Меркурия
Вот город окутан тонким слоем газа, содержащим
водород, который присутствует в атмосфере этой планеты. Прозрачная атмосфера
позволяет увидеть темноту космоса и сияние соседнего Солнца.
Атмосфера
Венеры
Углекислый
газ и облака серной кислоты создают оболочку желтоватого горячего воздуха,
который ухудшает видимость города и Солнца. Все вокруг покрыто кратерами,
лавой, сернистой пылью и другими элементами, создаваемыми вулканами на этой
планете.
Атмосфера
Марса
Вот мегаполис в тонкой и холодной газовой оболочке.
Поверхность красного цвета из-за того, что верхний слой планеты в основном
состоит из окиси железа. Город покрыт песком из-за частых пылевых бурь.
Атмосфера
Сатурна
Вот как бы выглядел Нью-Йорк в атмосфере, которая
содержит смесь водорода и гелия. Также имеются примеси метана, аммиака,
фосфина, этана и других газов, поэтому Статуя свободы уже не имеет свой
привычный зеленоватый окрас (нет окисление меди).
Атмосфера
Юпитера
. Нью-Йорк висит в воздухе на высоте почти 10
километров над жидкой поверхностью. Облака представляют собой смесь воды,
аммиака, и сернистых газов. Небо ясное. Газообразный водород, похожий на тот,
что в атмосфере предыдущей планеты.
Атмосфера
Урана
Ветра на этой
планете могут достигать скорости в 240 м/с, что выше, чем скорость самых
сильных ураганов на Земле. Вот почему от Статуи свободы почти ничего не
осталось.
Атмосфера
Нептуна
В атмосфере этой планеты город бы выглядел вот так.
Стоит отметить, что атмосфера данной планеты состоит в основном из водорода и
гелия. В тоже время там есть и следы углеводородов и, вероятно, азота. Также
она содержит в себе высокую пропорцию водного, аммиачного и метанового льдов.
Из-за того, что это самая дальняя планета нашей Солнечной системы, она самая
темная и холодная. Суровые ветра разрушат все строения в городе.
Коллегия Земных Мудрецов комментирует,
как ребята справились с заданием. И все ли проходят далее.
Вед.: Вы справились с этим заданием и стали еще
ближе к астрономическому куполу и, соответственно, ближе к звездам. Также с
этого момента вы обладаете буквой «О». Осталось
4 ступени и 4 задания. Вы готовы подняться на 7 ступень? Мне кажется, что давно
не было слышно Вселенский Разум.
В.Р.: Я
здесь! С вами. А еще миг назад путешествовал через черные дыры в пространстве и
времени, вспоминая, как человечество пыталось в разные времена постичь Космос.
С этим будет связано ваше следующее задание. Для этого вам нужно объединиться
по парам. Перед вами 6 табличек с датами. Вам будут названы определенные
события и три варианта ответа к ним. Вам нужно выбрать какой вариант правильный
и подойти к табличке с этой датой. У одной таблички может собраться несколько
пар.
Вед.: Все поняли задание? Тогда слушайте вопросы и
варианты ответов к ним.
Викторина «Даты и события». На паркете стоят таблички с датами. Ведущий
называет событие и три варианта ответов к ним. Даты расположены в хаотичном
порядке. Вопросы смотри в дополнениях к игровой программе.
Коллегия Земных Мудрецов комментирует,
как ребята справились с заданием. И все ли проходят далее.
Вед.: Следующее задание вы пройдете с легкостью,
если у вас в команде есть киноманы. Ваше космическое Величество, а вы любите
фильмы смотреть?
В.Р.:
Ни один фильм не заменит мне
зрелище, когда умирают и рождаются звезды. Я видел это сотни раз, но не
перестану наслаждаться этим потрясающим шоу.
Вед.:
Команда ждет повода подняться
на 8 ступень, но сделать это можно, только лишь выполнив ваше задание.
В.Р.:
Раз вы заговорили о фильмах,
то пусть будет таким и задание. Кинематографисты часто снимают фильмы о
космосе, о жителях других настоящих и вымышленных планет. Иногда используют
компьютерную графику, иногда съемки со спутников с наложением спецэффектов. И
сейчас на экране вы увидите отрывки из популярных фильмов о космосе. Ваше
задание: вспомнить, откуда взято это видео.
Вед.:
Ну что, без попкорна
справитесь? Смотрим и вспоминаем.
Команда смотрит отрывки из фильмов и сериалов с сюжетом о космосе или
где действия проходят в космосе или на других планетах. Им нужно угадать, что
это за фильм. Комментарии к конкурсу смотри в дополнениях к игровой программе.
Коллегия Земных Мудрецов
комментирует, как ребята справились с
заданием. И все ли проходят далее.
Вед.:
До купола осталось две
ступеньки и всего две буквы. Кроме этой «М»,
которую вы получаете за прохождение предыдущего задания. Взойти на
предпоследнюю ступеньку вы сможете, выполнив новое задание от вселенского
разума.
В.Р.:
Ребята, вы знаете, что такое
центр управление полетом. Когда в космическом пространстве летит шаттл с
космонавтами, с Земли этим процессом управляет целый штат сотрудников. Ваше
следующее задание будет таковым: один игрок покидает границы зала, где вы
проходите испытание, после этого вы налаживаете с ним связь и говорите, что
делать дальше. Он должен выполнить все, что вы ему скажите и управиться с этим за 300 секунд.
Вед.:
В этом конверте план полета.
Один человек выходит за пределы зала, ему перезванивают с мобильного телефона
и ставят его на громкую связь, так что бы было слышно его всем остальным.
Команда же получает план выполнения задания. Он может быть таким: подойди к
пальме второй от правого гнома, если смотреть на выход из ЦДЮТ. Там узнаешь, как зовут вахтера. Подойди к
вахтеру и попроси ключи от 24 кабинета. Ключи детям не дают, только взрослым.
Найди любого преподавателя и попроси сходить с тобой и взять ключи. Поднимайся
в 24 кабинет. Открывай его. Там ищи место, куда смотрят звезды, напротив карты
звездного неба ключи от астрономического купола. Там находится конверт. Его
нужно принести в зал. На обратном пути нужно закрыть все двери и сдать ключи,
только после этого можно вернуться в зал.
Коллегия Земных Мудрецов комментирует,
как ребята справились с заданием. И все ли проходят далее.
Вед.:
Вы справились с этим
заданием. Поздравляю. Держите заслуженную букву «М». Всего одна ступенька, один шаг и вы окажетесь на астрономическом
куполе. В конверте, который вы принесли, кроется ваше последнее задание.
В.Р.:
(ТЕКСТ ПОСЛАНИЯ) Всего
таинства рождения вселенной вам еще не постичь, но думаю, все слышали про
Большой взрыв. У вас есть 12 шаров, лопнув которые вы обнаружите куски карты
звездного неба. Соберите их воедино. На выполнение задания у вас 100 секунд.
У каждого игрока шарик, в котором кусок
карты. Лопнув шарик, ребята собирают карту звездного неба на доске.
Коллегия Земных Мудрецов комментирует,
как ребята справились с заданием.
Вед.:
Поздравляю вас, улетная команда. Вы смогли подняться на купол! Вы преодолели 10 ступеней и
наконец-то собрали все буквы из слова «АСТРОНОМИЯ».
В,Р.:
Всегда охотно поделюсь
тайнами вселенной. Был рад общению с вами. До скорых космических встреч.
Вед.:
Спасибо, что сегодня были с
нами. Мы приблизили свой внутренний мир к постижению мира вселенной, и, думаю,
у нас все получилось. Смотрите на звезды, смотрите дальше звезд, совершайте
открытия. С астрономического купола Бердянской юношеской обсерватории
открывается потрясающий вид на Вселенную.
Приложение 1
КОММЕНТАРИИ К ЗАДАНИЮ №5 «ЛЮДИ КОСМОСА»
Валентина Терешкова –
единственная в мире женщина,
совершившая космический полёт в одиночку.
16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток.
Позывной Терешковой на время полёта — «Чайка»; фраза, которую она
произнесла перед стартом: «Эй! Небо! Сними шляпу!»
Герман Титов –
второй советский человек в космосе,
второй человек в мире, совершивший орбитальный космический полёт.
С 6 по 7 августа 1961 года Герман Титов совершил
космический полёт продолжительностью 1 сутки 1 час, сделав 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. В
полёте имел позывные «Орёл». Спускаемый
аппарат
приземлился вблизи города Красный Кут (Саратовская
область).
На момент полёта Герману Титову было 25 лет и 330 дней, благодаря чему он
является самым молодым из всех космонавтов, побывавших в космосе.
Константин Циолковский -
Основоположник теоретической космонавтики. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического
пространства.
Обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к
выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов
многоступенчатых ракет.
Леонид Каденюк –
первый космонавт независимой Украины, лётчик-испытатель, генерал-майор ВВС Украины.
Леонид
Каденюк летал в космос на шаттле «Колумбия», который впоследствии потерпел
катастрофу
(в 2003 году). В момент подготовки к полёту на мысе
Канаверал тот же космический корабль многоразового использования снимали в
фильме «Армагеддон» (1998):
Леонид Каденюк также
упоминается как «первый космонавт независимой Украины» в официальных
документах.
Нил Армстронг –
американский астронавт, лётчик-испытатель, космический
инженер, профессор университета, военно-морской лётчик США, первый человек,
ступивший на Луну (20 июля 1969 года) в ходе лунной экспедиции корабля «Аполлон-11».
Ступая
на поверхность Луны, Армстронг произнес историческую фразу: «Это один маленький шаг для
человека, но гигантский скачок для всего человечества.»
Амстронг и его напарник Базз Олдрин провели на поверхности Луны два с
половиной часа.
Сергей Королев –
советский учёный,
конструктор и организатор производства ракетно-космической
техники и ракетного
оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Одна из крупнейших фигур XX века в области космического
ракетостроения и кораблестроения, он является ключевой фигурой в освоении
человеком космоса,. Благодаря реализации его идей был осуществлён запуск первого
искусственного спутника Земли и первого космонавта
Юрий Гагарин -
12
апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории,
совершившим полёт в космическое
пространство.
Ракета-носитель
«Восток» с
кораблём «Восток», на борту которого находился
Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минут пребывания в
космосе Гагарин успешно приземлился в Саратовской
области, день полёта Гагарина в космос был объявлен
праздником — Днём
космонавтики.
Первый
космический полёт вызвал большой интерес во всём мире, а сам Юрий Гагарин
превратился в мировую знаменитость. По приглашениям зарубежных правительств и
общественных организаций он посетил около 30 стран.
Немає коментарів:
Дописати коментар